Главная » 2010»Июль»16 » Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов
20:02
Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов
Роль IТ в образовании и
трудоустройстве инвалидов
Для большинства из нас, людей вполне
здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и
чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и
блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным
трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как
должное, не придает им особого значения.
Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не
осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей
с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены.
Сегодня около 10% всего
населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них
проживают на территории Украины, в России - от 10 млн до 15 млн. По данным
Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80
процентов людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, встретить сегодня
человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина -
неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей. Это
обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих проблем
самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых является
компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли
информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема
формирования информационной культуры личности человека с ограниченными
возможностями приобрела особое значение. Однако насколько готов принять
цифровой мир инвалида, какие возможности в вопросах развития и самореализации
предоставляет ему технический и технологический прогресс?
Одним из самых важных
компонентов комплексной реабилитации инвалида, обеспечивающей человеку с
ограниченными возможностями определенного рода самостоятельность и
независимость, является обучение. Согласно данным ЮНЕСКО, сегодня более 90%
детей с особенными потребностями в развивающихся странах не посещают школу.
Половина из всех проживающих
на территории России инвалидов - трудоспособного возраста. Ни для кого не
секрет, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями живут
за чертой бедности. Причины - недостаточный уровень обеспечения их со стороны
государства, отсутствие возможности получения интересной и высокооплачиваемой
работы. Проблема поиска рабочих мест обусловлена несколькими факторами:
неимение у людей необходимых знаний и навыков, нежелание работодателей иметь
дело с инвалидами. С точки зрения экономиста, государственным и социальным
структурам намного выгоднее предоставить инвалидам возможность получения
соответствующих профессиональных знаний, поиска достойной работы, нежели вести
политику поддержания особого морального настроя и своевременного предупреждения
депрессий и самоубийств. Как говорится, выгоднее и проще научить человека
добывать пищу, нежели кормить его всю жизнь.
Сегодня из 100 инвалидов получить высшее образование удается только двум
абитуриентам. Большинство отечественных вузов аргументирует свое нежелание
сотрудничать со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху банальной
неприспособленностью программ и несоответствием условий обучения специфическим
требованиям инвалидов. Тем не менее, как показывает опыт вузов других стран,
наиболее эффективным способом решения этих вопросов является использование в
учебном процессе компьютерных систем. Трудно поверить, но сегодня более 70%
людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии, Голландии, Финляндии
получают профессиональное образование именно с помощью информационных
технологий.
Среди наиболее распространенных методик обучения инвалидов с применением IT
можно выделить:
дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или работающими в
этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и курсов;
раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных учреждениях;
интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными студентами или
слушателями;
дистанционное обучение - реализуемый посредством современных технологий
коммуникации и интернета тип обучения, который предусматривает удаленное
взаимодействие преподавателя и учащегося.
Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, однако, судя по
данным экспертных оценок и статистики, наиболее эффективным для людей с
ограниченными возможностями является применение IТ именно в рамках
дополнительного обучения.
Наряду с вышеперечисленными методами обучения, широкой популярностью в нашей
стране пользуются компьютерные центры. На данный момент в России действует
около ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги
бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по
специальностям. На протяжении долгого времени популяризация таких организаций
во многом зависела от доступности технологий, средств, программного
обеспечения. Сейчас, к счастью, компьютер уже не является дорогим
удовольствием, позволить которое себе могут только обеспеченные люди. К слову,
некоторые компьютерные центры в России и Европе предоставляют возможность
реабилитации посредством обучения не только взрослым, но и детям-инвалидам. Для
этого используются специальные программные комплексы, игры. Согласно данным
Международного института инвалидности, в США использование компьютерных
технологий в образовании людей с ограниченными возможностями способствует
повышению успеваемости студентов на 50%, а также улучшает усвоение материалов
на 30%.
Кроме специализированных компьютерных классов и центров, услуги обучения
инвалидам предоставляют центры занятости, университеты и институты. Ниже
представлен перечень государственных и негосударственных вузов России и Украины,
имеющих опыт работы со студентами-инвалидами:
Открытый международный университет развития человека "Украина", Киев
(www.vmurol.com.ua)
Русский гуманитарный интернет-университет (РГИУ) (www.i-u.ru)
Московский государственный социально-гуманитарный институт (МГСГИ) (бывший
Московский государственный гуманитарный институт-интернат), 107150, Москва, ул.
Лосиноостровская, д.49
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ) (www.bmstu.ru)
Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ), (121151, Москва,
Резервный Проезд, д. 10/12)
Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского
общества слепых "РЕАКОМП" (www.rehacomp.ru)
Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (www.mpgu.ru)
Российский государственный социальный университет (РГСУ) (www.rgsu.net)
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) (www.mgppu.ru)
Российская академия предпринимательства (www.rusacad.ru)
Челябинский государственный университет Министерства образования РФ
(www.csu.ru)
Интересно отметить, что недавно мэр Москвы Юрий Лужков объявил о готовности
властей компенсировать плату за дистанционное обеспечение студентов-инвалидов в
негосударственных высших учебных заведениях столицы. По его словам, сегодня
уровень развития IТ предоставляет возможность таким людям учиться и работать на
дому. В рамках этого проекта, студент будет самостоятельно оплачивать свое
образование деньгами, которые предоставят ему городские службы.
Затронем вопрос последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование
в вузах или специализированных центрах. По словам представителей Университета
"Украина", большинство выпускников-инвалидов этого заведения сегодня
трудоустроены. Тем не менее, в среднем по Украине и России показатель
трудоустройства людей с ограниченными возможностями по специальности колеблется
на уровне 40-62%. Такая же ситуация, кстати, наблюдается и на рынке труда США.
Но в данном случае сравнивать результаты этих двух стран некорректно. В Штатах
показатель, равный 40%, считается вполне удовлетворительным, у нас же -
наоборот, и происходит это потому, что за рубежом нет квот, а у нас они
присутствуют. Поэтому для того, чтобы создать для инвалида необходимые условия
реабилитации и интеграции, обществу необходимо не только дать этим людям
возможность научиться, но и в дальнейшем применить полученные знания на
практике.
Стремительное развитие средств коммуникации и интернета, наконец, позволило
представителям многих профессий избавить себя от необходимости ежедневно ездить
на работу. Бизнес и обязанности перекочевали в легкие переносные ПК, появились
тысячи рабочих мест в Сети. Для инвалидов интернет открыл возможности не только
доступа к любой информации, общения, обучения, но и работы в различных областях
в удалённом режиме. В целом, среди наиболее удобных для людей с ограниченными
возможностями (в частности, колясочников) и востребованных специальностей в
сфере IТ можно назвать следующие:
оператор ПК;
переводчик;
веб-разработчик;
художник компьютерной графики;
администратор сети;
дизайнер.
В то же время, говоря о состоянии рынка труда для инвалидов и привлекательности
профессий в том или ином регионе, стране, нужно учитывать множество
специфических факторов, включая конъюнктуру рынка, состояние экономики и
другие.
Сегодня в базах данных вакансий и резюме можно найти десятки предложений вроде
"Работа в интернете на дому". Вдобавок ко всему прилагается
обнадеживающая информация о достойной оплате труда, простоте рабочего процесса,
минимальных затратах времени. Основываясь на личном опыте, хотелось бы
посоветовать заинтересовавшимся быть бдительными и осторожными. Для начала -
лучше несколько раз все проверить и подумать, стоит за это браться или нет.
Самый быстрый способ - прочесть отзывы пользователей и удостовериться в
существовании и авторитете организации-работодателя с помощью любого поискового
сервиса.