Павел Гук
Нас учили любить жизнь на примере Маресьева,
который, лишившись ног, наперекор судьбе снова сел за штурвал боевого
самолета.
Слобожанин Петр Витренко тоже поднялся над
своей долей инвалида. Оставшись без рук и одной ноги, Петр Илларионович стал
художником.
Во время войны
11-летний Петя подорвался на мине и остался калекой. Но, несмотря на это,
решил стать художником.
Основы живописи юноша постигал в
Харьковском художественном училище. Чтобы поступить в него, пришлось проявить
настойчивость. Ему отказывали в приеме документов, дескать, без рук рисовать
нельзя. Паренек обратился в Киев. Оттуда в училище пришла просьба принять инвалида
в виде исключения.
Петр учился старательно. В1966 году он
получил диплом, и четверть века работал в Харьковском
художественно-производственном комбинате. Рисовал плакаты, панно, портреты.
Выйдя на пенсию, Петр Илларионович активнее стал писать для себя, ведь
появилось больше свободного времени.
В 90-е годы работы Витренко экспонировались
на областных и всеукраинских выставках. Одну из них в Киеве посетил тогдашний
президент Леонид Кучма. Узнав, что натюрморт с ромашками написал
художник-инвалид, у которого нет рук и ноги, он купил эту картину. Вскоре
Витренко был принят в Союз художников, позже ему присвоили звание
заслуженного художника Украины, выделили машину ЗАЗ, наградили дипломом
"Мастер золотые руки”. Петр Илларионович был счастлив! А ведь его долго не
хотели принимать в Союз художников, мол, пусть инвалид выставляет свои
картины в обществе инвалидов.
Тогда же, на рубеже веков, в Харькове
прошла его первая персональная выставка. На ней экспонировалось более сорока
полотен. А на выставке "Исповедь жизни”, состоявшейся недавно в Харьковском
областном центре народного творчества, было показано в три раза больше картин
мастера.
— Это громадный труд, — говорит главный
художник Центра народного творчества Вячеслав Семенихин. — Когда Петра
Илларионовича спрашивают, как он работает, Витренко шутит: "Как мишка — двумя
лапками”.
Конечно, положение, в котором он оказался,
не могло не сказаться на творчестве художника. Это касается прежде всего
своеобразной технологии выполнения работ. Поскольку художнику-инвалиду тяжело
носить за собой этюдник, он пишет по памяти. Правда, некоторые картины с
видами Харькова выполнял с фотографий. Но предварительно он выезжает и
изучает место, которое собирается изобразить.
Любимый жанр Петра Илларионовича — пейзаж,
особенно городской. В Харькове у него есть свои любимые уголки.
При этом Витренко рисует один и тот же
сюжет несколько раз — в разные времена года и с разных точек. Скажем,
излучину рек Лопани и Харькова, колокольню собора он изображал в пору летнего
заката и в снежную зиму.
Сюжеты некоторых картин выходят за рамки
чистого пейзажа. К ним относится аллегорическое изображение центра Харькова.
Городской квартал с кровавым закатом и поваленными ураганом деревьями
ассоциируется с непростой судьбой самого художника.
Некоторые картины Витренко с видами
Харькова по прошествии лет могут стать настоящими реликвиями. Вот он
изобразил Пантелеймоновскую церковь с ее еще не позолоченными куполами.
Сейчас храм уже оделся в богатые одежды. Или взять изображение Гидропарка с
видом строящегося Салтовского микрорайона. Этот крупнейший спальный район
Харькова уже возведен. И теперь с места, на котором работал художник,
открывается совсем иная картина.
Работы Петра Витренко до 2000 года написаны
исключительно в реалистическом стиле. Потом мастер меняет манеру письма,
больше внимания уделяет цвету, любит поиграть с ним.
За десятилетия художник написал более сотни
картин. Часть его работ находится в частных коллекциях Киева,
Днепропетровска, Харькова. В свои 78 лет Петр Илларионович по-прежнему у
мольберта. А значит, будут новые картины.
Рабочая
Газета
|