Могут
ли дети-инвалиды учиться в обычной школе, и зачем это нужно?
В России существуют различные формы обучения
детей-инвалидов. Наиболее распространенная из них - спецшколы и интернаты.
Кроме того, в некоторых общеобразовательных школах работают коррекционные
классы. Бывают случаи, в которых предусмотрено домашнее или же дистанционное
обучение детей-инвалидов. Посещение общеобразовательных школ такими ребятишками
- большая редкость.
По официальной статистике, в России проживает
580 тысяч детей-инвалидов. А по неофициальной, утверждает Татьяна Волосовец,
директор Института психолого-педагогических проблем детства, - более 2
миллионов. Большинство из них обучается в школах-интернатах. Эти учреждения обеспечены
специальным оборудованием, программами и учебными планами, там работают
высококвалифицированные педагоги. Дети получают там правильное питание и
врачебный уход. Но они оторваны от семьи, так как обучение в интернате
предполагает длительную разлуку с родителями. Мировой опыт показывает, что
такие жертвы не обязательны. В качестве примера Татьяна Волосовец привела
Италию. Там еще в 1971 году был принят закон, в соответствии с которым
дети-инвалиды начали обучаться в обычных школах.
По мнению Татьяны Волосовец, российским
родителям надо дать возможность выбирать, в какую школу отдавать своего
ребенка-инвалида: в коррекционную или общеобразовательную. Пока что
отсутствие необходимых условий делает инклюзивную форму обучения
практически невозможной. Среди этих условий - архитектурно-планировочные
(такие, как пандусы и должным образом оборудованные туалеты), особые учебные
программы и планы, обеспечение специальными учебниками и учебными пособиями как
учеников, так и учителей. Особенно важна здесь профессиональная переподготовка
педагогов, а также психологическая составляющая - готовность всех участников
образовательного процесса к тому, что в школу придет ребенок, не такой, как
все.
Суть инклюзивного образования
(совместного обучения детей с разными возможностями) как раз и заключается в
развитии общего образования в плане его приспособления к потребностям всех
детей: и больных, и здоровых. Оно исключает любую дискриминацию именно в силу
того, что основано на разработке специальных подходов и методик, позволяющих
гибко приспосабливать процесс обучения к потребностям детей с различными
возможностями и особенностями.
Советское общество, по мнению журналиста и
общественного деятеля Светланы Сорокиной, было не просто жестоко к инвалидам,
оно было «заражено жутким пороком черствости и нежелания видеть беду другого».
После войны инвалидов, заполонивших улицы в поисках пропитания, просто убирали
с глаз долой, в отдаленные специализированные учреждения, где эти люди медленно
умирали «без всякой определенной помощи». Детей-инвалидов стеснялись их
собственные родители.
Сейчас, отмечает Светлана Сорокина, отношение
к людям с ограниченными физическими возможностями меняется. Человеку в
инвалидной коляске, которого раньше старались не замечать, теперь стали
предлагать руку помощи. Соответственно, меняется и отношение к детям-инвалидам.
Родители начинают активно отстаивать их гражданские права. В частности, они
добиваются для своих малышей права учиться в общеобразовательных школах. Пока
что это требует самоотверженности и очень большого труда.
Недавно в рамках проекта Людмилы Улицкой
«Другой, другие, о других» вышла книга Ирины Ясиной, журналиста и члена Совета
при президенте по правам человека. Книга посвящена детям-инвалидам и называется
«Человек с человеческими возможностями». Она рассказывает о жизни
ребенка-инвалида, о трудностях, с которыми он сталкивается постоянно, о том,
как необходимо ему мужество и поддержка окружающих.
Писательница уверена в том, что представление
о жестокости детей глубоко ошибочно. А ведь это оно, в первую очередь,
препятствовало включению их ровесников с физическими проблемами в социальную
жизнь, считалось достаточным основанием для отказа от их инклюзивного обучения.
Именно взрослые создают жестокий мир для детей, считает Ирина Ясина. «Мы
навязываем детям свой образ жизни и свою манеру поведения, - говорит она. -
Дети не жестоки. И чем раньше мы создадим систему совместной жизни, тем более
здоровое общество мы получим». По новым исследованиям, 90% детей - за обучение
вместе с детьми-инвалидами, а 90% взрослых - против. Ирина Ясина уверена, что
все люди станут добрее, если жизнь инвалидов будет более комфортной, если они
смогут более успешно реализовывать свои способности и интегрироваться в
общество.
Психологически подготовить обычных
детей к общению с непохожими на них людьми, научить их уважению и милосердию
- цель всех книг серии «Другой, другие, о других». Этот проект Ирина
Ясина считает «самым важным, что сейчас происходит в мире детской литературы у
нас в стране». Серия затрагивает те аспекты социальной жизни, в которых
наиболее ярко проявляется разнообразие жизни людей. Взрослые должны находить
слова и приемлемые формы разговора с детьми для обсуждения самых сложных и даже
скользких тем, - считает Людмила Улицкая, куратор проекта. «Обо всем, что нас
окружает, детям должны говорить мы, а не подворотня», - сказала она.
По мнению Светланы Сорокиной как члена
Общественного совета при Министерстве образования, 16 книг, которые планируется
издать в серии «Другой, другие, о других», должны быть в каждой школьной
библиотеке. Это «правильные книги», которые воспитывают толерантность,
затрагивают наиболее важные проблемы, возникающие при общении людей,
принадлежащих к разным национальностям и социальным слоям. С ней согласна
Татьяна Волосовец. Она тоже считает, что книги этой серии должны использоваться
в каждой школе как «таблетка» от жестокости и агрессии.
Не все педагоги и общественные деятели
разделяют увлечение коллег воспитанием толерантности. Некоторые считают, что
ученики, даже не подозревавшие о том, что можно ненавидеть представителей
других национальностей или вероисповеданий, не сочувствовать инвалидам и
т.п., узнают о такой возможности как раз благодаря усилиям воспитателей.
А если проблема существует на самом деле, и в школе, например, враждуют
подростки разных национальностей, то игрушечные меры, разработанные
пропагандистами толерантности, не способны помочь. Имеющиеся в распоряжении
педагогов программы не могут заставить подростков поменять свое мировоззрение и
возлюбить ближнего.
Однако, как показывает опыт других стран,
сфера взаимоотношений здоровых людей с инвалидами менее проблематична, чем
другие сферы, где призывы к толерантности звучат, порой, тщетно. Когда речь
идет о детях-инвалидах, отличие милосердия от черствости очевидно. И даже в тех
странах, где инвалиды стали включаться в социальную жизнь сравнительно недавно,
и сравнительно недавно система образования приспособилась к обучению малышей с
ограниченными физическими возможностями, уже достигнуты немалые успехи. Надо
только начать.