Обсуждаем
вопрос образования детей-инвалидов
Вчера, 14 октября,
представители общественных организаций Твери за «круглым столом» обсудили
некоторые вопросы обучения детей с ограниченными возможностями. Одним из
наиболее актуальных в этой сфере сегодня является вопрос интегрирования таких
детей в общеобразовательные учебные заведения.
«Помню
случай, когда меня спросили, где я учился, и я ответил: в спецшколе-интернате.
Это вызывало недоумение: как, ты же вроде нормальный? А я всего-то опустил два
слова — физико-математической. Чувствуете разницу в отношении?» Такую
поучительную историю рассказал на заседании Александр Трегуб, председатель
Тверского ООО ВОС. Сегодня социальная адаптация детей с недостатками в
физическом или умственном развитии одна из самых острых проблем, и задача ее
решения лежит не только на плечах родителей, но и общества в целом. Еще пять
лет назад вообще считалось, что такие дети необучаемы и должны содержаться в
специальных заведениях. Сегодня приоритетным находят обеспечение детям
возможности обучения совместно с обычными детьми, как старт в социальной
адаптации. Правда, как отметила уполномоченный по правам детей в Тверской
области Елена Бадьина, когда речь идет об инклюзивном (включающем) образовании,
этот подход не всегда находит понимание.
— Тем не менее это
реальность, и данное направление будет развиваться, — сказала Елена Бадьина. —
Во многих регионах эта проблема успешно решается. В Тверской области порядка 50
детей обучаются в структуре общеобразовательных учреждений. Вторая проблема, с
которой приходится сталкиваться, — это убежденность некоторых родителей в том,
что совместное обучение негативно скажется на их детях. Не соглашусь с этим.
Пример Финляндии, где на протяжении уже почти пятнадцати лет инклюзивное
образование успешно реализуется, уровень достижений в учебе у детей достаточно
высок. Кроме того, именно здесь, в школе, закладывается дальнейшее восприятие
человеком людей, отличных от большинства, имеющих те или иные недостатки
здоровья.
Подобный вид
обучения организуется путем создания специальных групп с учетом проблем со
здоровьем: по слуху, зрению, речи, заболеваниям опорно-двигательного аппарата и
интеллекта. Такие классы при образовательных учреждениях действуют уже в 14
муниципальных образованиях области.
Областные детские
дома и интернаты все чаще придерживаются стратегии, когда образовательное
пространство находится вне места проживания. Сегодня почти принято, чтобы
воспитанники детдомов учились в различных образовательных учреждениях. Очень
важно, отмечали на заседании, что дети из спецшкол, имеющие, например, дефект
слуха, после операции переводились в обычную школу. В каждой такой «обычной»
школе должен висеть стенд со всеми необходимыми контактами — уполномоченного по
правам детей, адресами и телефонами социальной защиты населения, учебных и
лечебных заведений.
Меняется сегодня и
идеология поступления детей с ограниченными возможностями в вузы. Последние
несколько лет ЕГЭ стал обязательным, и инвалиды не исключение. Естественно, для
них процедура сдачи экзамена особенная — это обязательно первый этаж,
возможность увеличения времени, медицинское сопровождение.
— Разумеется,
дистанционное образование по-прежнему должно практиковаться с детьми, для
которых это единственная возможность учиться, — отметила начальник департамента
образования Наталья Сенникова. — Но важно, чтобы акцент на соцадаптацию не
превалировал над необходимостью дать ребенку образование.
Еще одной
обсуждаемой темой на заседании стала возможность реабилитации родителей,
воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Для этого в регионе
сегодня не делается почти ничего, если не считать намерений и частной
инициативы. Татьяна Сазанская — мама мальчика, который учится в школе №2
восьмого типа (для детей с глубоким поражением ЦНС: олигофрения с выраженной
степенью дебильности, глубокая умственная отсталость). Отзывается о своей школе
как об уникальной:
— У детей с
недостатками в физическом или умственном развитии очень небольшой выбор учебных
заведений, куда они могут пойти учиться. Для таких, как мой ребенок, которые
выходят из детсадов с диагнозом «условно обучаем», такая школа вообще одна.
Здесь работают уникальные педагоги. Они придают большое значение социальной
адаптации не только детей, но и родителей. Мамы имеют возможность реализовать
себя в жизни, устроиться на работу. Конечно, мы понимаем, что полностью
самостоятельным такой ребенок не станет, но, по крайней мере, окончив школу, на
проживание в интернат он уже вряд ли вернется.
Не в компетенции
«круглых столов» принимать решения, обычно здесь обсуждают наболевшее,
обмениваются информацией. Будем надеяться, что слова, прозвучавшие на этом
заседании, не растворятся в воздухе и привлекут внимание властей к этой
серьезной проблеме. Ведь частью общества наши дети почувствуют себя только
тогда, когда смогут вести полноценную жизнь.
Зарубежный
опыт
Практика
свидетельствует: включение детей с особенностями развития в образовательную
среду массовой школы, как правило, становится катализатором преобразований,
ведущих к улучшению условий обучения всех. Это доказывает опыт Канады,
Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Германии, где есть и специальные, и
инклюзивные школы, и последним отдается предпочтение. Например, в Америке
достаточно много людей с синдромом Дауна, которые успешно работают.
Интересен опыт
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в Венгрии, где
созданы детские сады и восьмилетние школы, которые работают по специальным
программам. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста получали знания об
окружающем мире, развивали речь, владели элементарными санитарно-гигиеническими
навыками, знали простейшие правила самообслуживания, были по возможности
физически подготовленными. Чтобы решить эти задачи, в детских садах проводятся
специальные занятия, а полученные знания закрепляются в повседневной жизни малышей.
В Австралии
малыши-дауны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В дальнейшем они
обучаются в обычном классе, где есть педагог-дефектолог, или в специальном
классе общеобразовательной школы. Став взрослыми, они работают официантами в
небольших кафе, курьерами, помощниками садовника.
В Швеции выпускают
буклеты «Как ты должен себя вести, если встретишь не похожего на себя
человека». В них кратко, тактично разъясняются особенности людей с
ограниченными возможностями, даются рекомендации, как лучше установить с ними
общение.
Ольга Колоскова
Источник: veche.tver.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/10409/#more
|