В
детском подростковом центре «Мостовик» используется инновационный подход в
работе с детьми -инвалидами
Шестилетняя
Танюшка все любит делать сама. Она активный и любознательный ребенок, любит
общаться, узнавать что-то новое. Таня боится только одного - вдруг мамы не
окажется рядом. Поэтому через каждые 5‑10 минут она спрашивает: «Мама, ты
здесь?».
Подружки
для Танюшки
Танюша - незрячий
ребенок с детства. У нее есть брат, Максим. У мальчика тоже проблемы с глазами,
но при проведении специальной операции есть шанс вернуть ему зрение. А вот что
касается его сестры, то маме Наталье врачи говорят, что наука пока до таких
операций не дошла.
Максим ходит в
специализированный садик. А с Таней мама и бабушка занимаются дома. К тому же
второй год девочка два раза в неделю посещает детский подростковый центр
«Мостовик».
В «Мостовике» с
детьми с ограниченными возможностями здоровья начали работать в прошлом году. У
многих родителей из Заозерного района (центр находится в 1-м микрорайоне)
появилась возможность водить своих детей к специалистам. Ведь раньше им
приходилось ездить в областной центр на ул. Пушкина. Для детей, прикованных к
инвалидной коляске, это было достаточно сложно.
До того, как
прийти в Центр, двенадцатилетняя Лиза три года училась в Шадринской
специализированной школе-интернате. У девочки тоже проблемы со зрением.
Лиза приходит сюда
с удовольствием, - -
рассказывает мама Ольга. - Очень хорошо, что у нас появился такой Центр. Ведь,
как правило, с ребенком педагоги занимаются на дому. Но в этом случае ему не
хватает общения, дополнительного образования, а именно: знаний об окружающем
мире. Есть лишь узкий профиль - математика, природоведение, русский язык.
Поэтому здесь специалисты помогают адаптировать ребенка к жизни.
По словам мамы, за
прошедший месяц у Лизы очень хорошие результаты. Благодаря активным физическим
упражнениям у ребенка перестала болеть голова, девочка стала активнее.
Восьмилетняя Даша
занимается здесь уже второй год. У нее ДЦП. Даша - улыбчивая, добрая, слегка
застенчивая девочка. Она любит общаться с другими детьми. В «Мостовике» у нее
появились друзья и подружки.
Я дружу с Лерой,
Лизой, Алешей, -
Илюшей, - перечисляет она своих товарищей. - Мы вместе играем в мячик, ходим на
праздники. Недавно вот у нас был осенний праздник.
В Центре комфортно
не только Даше, спокойно себя чувствует здесь и ее мама - Елена. Она видит, что
ребенку здесь хорошо и для его развития педагоги стараются создать все условия.
Нам бы, конечно,
хотелось, чтобы в -
Центре появился еще массажист, - говорит Елена. - Детям это необходимо. А
вообще нашим педагогам надо отдать должное, они делают все для того, чтобы
адаптировать детей к этой трудной жизни, бьются за них, как могут. Мы чем
можем, помогаем.
В
гостях - хорошо
Детский
подростковый центр «Мостовик» скоро отметит 20-летие. Дети, которые живут в
Заозерном, посещают различные секции: спортивные, танцевальные, прикладного
творчества. Сквозь все кружки проходит программа «Здоровье», основу которой
составляют специальные упражнения, укрепляющие организм, иммунитет ребенка.
Родители ребят с
ограниченными -
возможностями задавали нам один вопрос: «Как вы можете помочь нашим детям?», -
говорит директор детского подросткового центра «Мостовик» Любовь Евдокимова. -
Но, для того чтобы начать эту работу, у нас не было ни специалистов, ни
помещения.
Ситуация
изменилась с приходом в Центр педагога-дефектолога Надежды Донских, которая уже
имела богатый опыт работы с такими детьми.
Со временем
муниципалитет выделил «Мостовику» помещение, в котором можно было организовать
Центр по работе с детьми-инвалидами. Это трехкомнатная квартира на первом этаже
жилого дома. В «Мостовик» пришли еще специалисты - Надежда Чистякова, Андрей
Щербаков, педагог-психолог Юлия Ефимова.
К сожалению, мы не
можем охватить всех -
детей, - говорит Любовь Евдокимова. - Сейчас у нас в индивидуальном порядке
занимаются 12 детей-инвалидов и 30 детей в группах с ограниченными
возможностями.
В Центре - три
зала. Одна комната предназначена для индивидуальных занятий, вторая - для
групповых, она оснащена тренажерами, спортинвентарем, в третьей с детьми
занимается психолог.
В библиотеке им.
Короленко работает группа вокала под руководством Андрея Щербакова. Там поют
полностью слепые дети. Но для полноценной работы с детьми этого недостаточно.
Поэтому Центр будет расширяться.
Нам выделили еще
одну квартиру в этом -
же подъезде на этой же площадке, - говорит Любовь Евдокимова. - Теперь мы
сможем взять еще порядка 12 детей. А также планируем принять на работу
четвертого педагога.
Инновационный
подход к работе, который применяют педагоги «Мостовика», заключается в
следующем:
Мы стараемся,
чтобы дети-инвалиды -
больше общались со здоровыми детьми, посещая одни и те же мероприятия, -
говорит Любовь Евдокимова. - Кроме того, как правило, сотрудники центров
дополнительного образования работают с детьми-инвалидами на дому. Мы же
советуем родителям приводить своих детей к нам. Почему мы ходим в гости? Нам
хочется смены обстановки. Также и детям хочется общаться, заводить друзей,
получать новые впечатления. Пока ребята занимаются в Центре, у мам есть время,
чтобы решить свои дела.
По словам
директора, практически все, что есть в Центре, - тренажеры, ковры, музыкальный
центр, спортинвентарь - куплено на средства датского благотворительного фонда
«Русская надежда».
У «Мостовика»
также появилось много друзей среди депутатов Курганских областной и городской
дум - это Татьяна Скок, Людмила Дорофеева, Александр Поршань и
предпринимателей, которые также по мере возможностей помогают Центру развивать
это направление работы.
Правильный
выбор
Работа с детьми -
тяжелый труд. Тем более если это больные дети. Здесь требуются особая чуткость,
внимание и полная самоотдача. Проработав педагогом-дефектологом не один год,
Надежда Донских так и не может ответить на один простой вопрос: «Почему ее
выбор остановился именно на этой профессии?»
Конечно, я не
мечтала с детства быть -
педагогом-дефектологом, - улыбается она. - Но судьба направила меня по
правильному пути. Я училась с удовольствием и работаю, отдавая себя детям. Это
непросто. Но когда видишь, что ребенок начинает потихоньку расцветать,
добиваться хороших результатов в лечении, хочется работать еще больше.
Надежда Донских
занимается с ребятами в индивидуальном порядке по специальным программам,
которые она сама и разрабатывает. Дети приходят к ней два раза в неделю. Этого
недостаточно, поэтому педагог рекомендует родителям заниматься с ними еще дома.
Порой от педагога
требуются недюжинное упорство и настойчивость, чтобы расшевелить, раскрепостить
ребенка. Например, от Алеши, до того как он попал в Центр, отказались две
специализированные школы. Мальчик страдает интеллектуальными отклонениями. «Ребенок
не может взять программу», - говорили в этих учреждениях.
Мне тоже было
очень сложно поначалу, - -
признается Надежда Макаровна. - Но я не сдалась. Первое, что нужно было
сделать, - хотя бы просто сконцентрировать внимание ребенка на себе. Сейчас он
уже знает дни посещения Центра, когда приходит, сразу садится на свое рабочее
место. Мы с ним плодотворно работаем. Потихоньку движение идет вперед.
Алеша очень любит
слушать музыку. Поэтому в конце занятия Надежда Донских всегда включает ему
классику.
Каждый ребенок,
который занимается в Центре, видит окружающий мир по-своему. Этим они и не
похожи на остальных детей.
В силу своих
психических особенностей -
они гораздо добрее, чем обычные дети. Не такие злопамятные, не такие
агрессивные, - отмечает педагог.
Многие из них
очень талантливые. Например, одиннадцатилетняя Аня замечательно поет. Это
притом, что она практически не занималась вокалом. У нее природные данные.
Девочка уже
выступала несколько раз на праздниках, которые проводятся в «Мостовике». Хочет
стать артисткой.
Программа,
разработанная в Центре, направлена прежде всего на социальную адаптацию
ребятишек.
Например, мы с
детьми занимались -
- рассказывает Надежда Донских. - Это созданием кукольного театра, называется
«Сказкотерапия». Стояла цель - через кукольный театр помочь ребенку в
развитии речи, памяти и других психических процессов. В эти куколки,
которые ребята делали вместе с родителями, вложены и силы, и время, и душа,
каждый ребенок потратил на их создание кусочек своей жизни. С этой точки зрения
это, конечно, очень дорогие куклы.
Самодельные куклы
приняли участие в выставке декоративно-прикладного творчества и пользовались
большой популярностью среди посетителей. Потом некоторые дети в своих семьях
устроили маленькие спектакли.
Коллектив Центра
не собирается останавливаться на достигнутом и намерен развиваться дальше. В
частности, «Мостовик» участвует в региональной программе Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, «Смогу жить самостоятельно», где
оформили заявку на создание «сенсорной комнаты» для психологической разгрузки.
Разрабатываются
новые программы - по конструированию, на развитие интеллектуальных
способностей, мелкой - расширить моторики. И вторая программа - мировидение, задача
которой круг общения у детей, а также более плотно познакомить их с окружающим
миром. Например, в Центре намерены развивать эколого-биологическое направление.
Ребята будут сами сажать цветы и деревья, ухаживать за ними, наблюдать за тем,
как они растут, участвовать вместе с молодыми активистами города в
экологических акциях
Наталья Пичурина
Источник: kikonline.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/10499/#more
|