Главная » 2010 » Июнь » 8 » Внедрение инклюзивного образования - долгий эволюционный процесс?
19:41
Внедрение инклюзивного образования - долгий эволюционный процесс?
Внедрение инклюзивного образования -
долгий эволюционный процесс?
Достижения
и проблемы инклюзивного образования обсудили "с подачи" Региональной
общественной организации инвалидов (РООИ) "Перспектива" в
пресс-центре РИА "Новости".
"Интеграция
– очень сложный процесс, когда люди с разными возможностями находятся на одной
образовательной площадке", - заявил ректор Московского государственного
психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор Виталий Рубцов. Он
выделил ряд проблем, которые необходимо решить на пути к повсеместному
внедрению инклюзивного образования. Во-первых, необходимы методические
разработки и информационные ресурсы для педагогов.
Во-вторых, нужны
педагоги, способные работать с детьми всех категорий. В-третьих, следует решить
вопрос с трудоустройством инвалидов, прошедших обучение. В качестве отдельной
проблемы, на которую "завязаны" все вышеназванные, профессор выделил
необходимость адаптации нормативно-правовой базы для инклюзии на федеральном
уровне. По мнению профессора, решить проблему разом невозможно, внедрение
инклюзии – это "медленный эволюционный процесс". Сначала идет накопление
ресурсов: материальных, человеческих, административных, вырабатываются
методики, апробируются в отдельных образовательных заведениях, а затем опыт
распространяется все шире.
По словам
Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, столица уже прошла
ряд этапов. МГППУ разработал методические материалы, проводит подготовку
кадрового состава. Московские власти ведут работу по созданию в мегаполисе
безбарьерной среды, принят закон об инклюзивном образовании. "Не могу
сказать, что мне все нравится в этом документе, - отметил Е. Бунимович. – Но
теперь гораздо легче говорить с чиновниками".
Омбудсмен также
подчеркнул необходимость скорейшего принятия подобного закона на федеральном
уровне, поскольку ряд вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно.
В частности, это вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для
обучения детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники
(тьюторы), и социальные работники, и психологи). Серьезным вопросом для
Бунимовича является готовность общества принять идею инклюзии и равенства прав
инвалидов и здоровых людей, в том числе в области трудоустройства. Ссылаясь на
данные социологических исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают
различий между здоровыми одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между
русскими и детьми других национальностей. "Враждебность и дискриминация
проникают из взрослой среды", - заявил он.
Однако у
московских педагогов есть опыт преодоления таких трудностей. Учитель
инклюзивной школы N518 Екатерина Романова уверена, что регулярное проведение
совместных акций для всех детей и родителей класса объединяет их и не оставляет
места для недоверчивого отношения к детям-инвалидам. К тому же, как показывает
опыт других стран, присутствие в классе детей с особыми потребностями не
снижает общий образовательный уровень школьников.Что и как делать учителям,
если в их класс пришел ребенок с ограниченными возможностями здоровья,
рассказывает новая брошюра, выпущенная РООИ "Перспектива" – ее
представила менеджер проекта Юлия Симонова. По ее словам, книга
"Инклюзивное образование: учиться вместе - реально!" создана на
основе опыта школ, участвующих в эксперименте по внедрению инклюзии и
адресована российским образовательным учреждениям.
Вместе с ней
"Перспектива" планирует распространять диск с документальным фильмом
"Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования", снятым
режиссерами Владимиром Герчиковым и Дмитрием Лавриненко. 45-минутная лента
демонстрирует будни детсадов и школ, где дети-инвалиды учатся наравне со своими
здоровыми сверстниками. По словам Герчикова, фильм адресован в первую очередь
педагогам. "Каждый день им необходимо решать нестандартные задачи", -
констатировал кинематографист. Однако, как отметила мама ученицы инклюзивной
школы Анастасия Даунис, этот труд оправдывает себя. "Я вижу, как моему
ребенку нравится учиться, с каким удовольствием она ходит в школу", -
сказала москвичка. И добавила, что добиться успехов помогает тесное
сотрудничество с преподавателем. О результате такой работы говорит успеваемость
- ученик с инвалидностью инклюзивной школы N1161 Кирилл Дроздков сообщил, что
закончил 5-й класс на пятерки.