В
Новосибирской области запущен новый образовательный проект — дистанционное
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. За три года его
участниками могут стать 290 школьников.
Что
представляет собой проект, кем и как он будет реализован? Какова его финансовая
составляющая? Ответы на эти вопросы обозреватель «Ведомостей» и другие
новосибирские журналисты получили во время пресс-тура в Региональный ресурсный
центр дистанционного обучения (РРЦДО), открытый на базе «Областного центра
образования» в посёлке Тулинский Новосибирского района.
Почему именно там?
— Проект
дистанционного обучения детей-инвалидов федеральный, — пояснил начальник
управления общего образования министерства образования, науки и инновационной
политики НСО Владимир Щукин, — и одним из условий было создать региональный
центр дистанционного обучения в государственном образовательном учреждении
субъекта. То есть не в муниципальной школе, а именно в учреждении,
подведомственном нашему министерству. Одно из них — «Областной центр
образования» в посёлке Тулинский. Это и средняя общеобразовательная школа, и
детская школа искусств, и центр дополнительного образования, и
информационно-методический центр. Так что по кадровому и организационному
потенциалу подходит для проекта идеально.
Здание,
в котором расположился РРЦДО — просторное, светлое, хорошо отремонтированное и
великолепно оснащённое. После небольшой экскурсии мы стали свидетелями того,
что представляет собой дистанционное обучение на деле. Начальник
учебно-методического отдела РРЦДО, учитель математики Татьяна Захарова провела
урок математики с девятиклассницей Кристиной из Бердска, которая все школьные
годы учится на дому. Кристина, сидя в своей квартире перед монитором с
вебкамерой, общается с Татьяной Николаевной, получает задания, отвечает на
вопросы. Всё как на обычном уроке, за исключением того, что преподаватель и
ученица находятся за десятки километров друг от друга. Конечно, девочка волнуется
— она знает, что за уроком наблюдают журналисты. Но отвечает правильно, да и
сама форма урока ей уже привычна. С техникой она явно «на ты». Татьяна
Николаевна прощается с Кристиной до следующего урока, и мы продолжаем
расспрашивать организаторов пресс-тура о дистанционном обучении.
— Проект,
безусловно, очень затратный и тяжёлый в организации, — говорит Владимир Щукин.
— Начиная в области этот проект, мы рассчитываем на его продолжение. Гарантом
продолжения стала разработанная нашим министерством целевая программа «Развитие
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на 2011—2013 годы». В бюджете уже появилась на эти цели отдельная строчка.
Министерство назначено уполномоченным органом по организации обучения
детей-инвалидов, а само это направление является частью нацпроекта
«Образование». Тот документ об образовании, который ребёнок, обучающийся
дистанционно, получит после аттестации, равнозначен документам, которые получат
другие учащиеся. Это документ государственного образца. Ведь в этом и есть цель
проекта — обеспечить детям-инвалидам, которые способны обучаться и осваивать
школьные программы, но по состоянию здоровья не могут посещать школу, доступ к
качественному образованию. Чтобы они не чувствовали, что они меньше знают и
умеют. Чтобы их уровень образования позволил им продолжить его потом в
учреждениях профессионального образования. В Москве, например, уже около пяти
лет реализуется подобный проект, и там дети, которые осваивали программу
дистанционно, сейчас уже учатся в вузах и колледжах. Причём за ними сохраняется
то оборудование, которое поставляется по проекту. То есть они и дальше могут
учиться дистанционно.
Сколько детей с
ограниченными возможностями здоровья в нашей области уже приступили к обучению
в дистанционной форме и сколько ещё к ним может присоединиться?
—
В 2009 году мы создали условия для 65 детей, — ответил Владимир Щукин, — в 2010
году к ним добавятся ещё 100 ребят. Всего за три года мы должны создать условия
для дистанционного обучения 290 детей-инвалидов нашей области. Для того чтобы
обучаться в дистанционной форме, обязательно должно быть заключение
медико-психолого-педагогической комиссии о том, что программой реабилитации
ребёнка ему рекомендовано обучение в такой форме. Например, в проект не
включены дети с умственной отсталостью, поскольку им необходимо обучение в
специальных коррекционных образовательных учреждениях, где с ними работают
узкие специалисты и учителя-дефектологи. Родители должны знать: свободные места
на дистанционное обучение есть, мы ждём детей с 1-го по 11-й класс. Возможности
есть и на 2010 год, и на 2011-й ещё более ста мест. И лучше заняться этим
заранее. Подобрать ребёнку с учётом особенностей его здоровья индивидуальное
оборудование — непросто и не быстро. Кому-то понадобятся специальные клавиатуры
со шрифтом Брайля, кому-то звукоусиливающее оборудование... Поэтому обращайтесь
заранее. Тем более специальную подготовку должен пройти не только ребёнок, но и
его родители, они ведь должны представлять, что как работает.
Поскольку проект
федеральный, то и финансируется он из федерального бюджета. Правда, с участием
областной казны. В 2009-м область получила из федерального бюджета целевую
субсидию 19 млн руб., доля области составила 6,5 млн. В 2010 году — 31 млн из
федерального и 1,6 млн из областного. Хотя, признаётся Владимир Щукин, затраты
областного бюджета, связанные с деятельностью самого Центра дистанционного
обучения и с организацией технической поддержки того оборудования, которое
будет поставлено домой детям, будут значительно выше этой суммы.
Как рассказал
директор Областного центра образования Игорь Котов, большинство его учителей
прошли подготовку по работе с информационными системами, и чисто технически
учить детей дистанционно мог бы любой из них. Однако педагогов подбирали
мотивированных на работу с особыми ребятишками. Многие из них уже работали с
детьми на дому, по индивидуальным планам, вели факультативы. Они люди
неслучайные.
—
Не все могут работать с такими детьми, — объясняет Игорь Владимирович. — У
наших учеников очень разные степени ограничения здоровья, мы ведь сталкиваемся
и с детьми, у которых полная парализация тела, работает только подбородок.
Ребёнку подбирается не только индивидуальное оборудование, но и персональный
учитель. Предложенная нами модель образования — «один ученик — один учитель —
комплект». Плюс обязательное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Понятно, что настолько серьёзный проект не может осуществляться одним
образовательным учреждением, потому в проекте их несколько. Среди них Областной
центр диагностики и консультирования. С ним и его кустовыми учреждениями,
расположенными практически во всех районах области, мы и работаем. Один учитель
— это классный руководитель ребёнка, его куратор. Он — совместно с
образовательным учреждением по месту жительства ребёнка — составляет для
ученика индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание. Вот, например,
один наш ученик из Искитима поехал сейчас в санаторий и взял оборудование с
собой. Мы сможем проводить обучение, где бы он ни находился. Все эти нюансы
должен учитывать классный руководитель. По возрасту ребятишки объединяются и в
виртуальные классы. Мы проводим виртуальные собрания. Ребёнку, кстати, могут
поставляться не только компьютер, но и специальные принтеры, клавиатура,
сканеры, фотоаппараты и даже музыкальные инструменты. Потому что ученик может
выбрать не только основные образовательные программы, но и дополнительные.
Какие именно, зависит от рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии
и индивидуальных возможностей и интересов ребёнка. Это и роботостроение, и
обучение музыкальной грамоте, и занимательная химия и физика, и графические
программы, вебдизайн, ландшафтный дизайн и другие.
Очень важно, что
образовательная модель, запускаемая в области, предусматривает сочетание очного
и дистанционного обучения. То есть какие-то предметы ребёнок будет изучать в
своей школе по месту жительства: учителя приходят к нему домой, на какие-то
уроки и внеклассные мероприятия он приходит в школу, имея там свой класс, своих
педагогов и друзей.
— Очно-заочная
форма поможет ребёнку чувствовать себя включённым в общество, — добавляет
руководитель РРЦДО Анатолий Головач. — Дополнительно к общению в своей школе
ребёнок и в рамках дистанционного образования находится в интернет-сообществе,
имеет свой интернет-класс, общается с друзьями, обменивается с ними файлами.
Внимание,
родители!
Чтобы стать
участниками проекта, родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
надо обратиться с заявлением в Региональный центр дистанционного обучения (тел.
2-931-794).
Из истории
вопроса
Весной 2009 на
заседании Совета при Президенте по делам инвалидов Дмитрий Медведев
сформулировал главную задачу федерального проекта «Дистанционное обучение
детей-инвалидов» — «создать нормальную систему образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья, чтобы они могли обучаться среди
сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не
чувствовали себя изолированными от общества».
Сегодня во всех
регионах страны созданы или создаются центра дистанционного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому. Педагоги
проходят специальную подготовку, оснащаются рабочие места детей.
В Новосибирской
области к работе над проектом приступили в декабре прошлого года после выхода
Постановления губернатора № 509 «Об уполномоченном органе дистанционного
обучения детей-инвалидов в НСО» и подписания им Соглашения между федеральным
агентством по образованию и администрацией области о предоставлении целевой
федеральной субсидии.