Оксана Акулова
В Казахстане запускают проект по реализации
инклюзивного образования (англ. Inclusive - включающий в себя). В
некоторых школах уже появились классы, где вместе со здоровым детьми учатся
их сверстники с ограниченными возможностями. Это лишь первые шаги. Возможно,
в скором времени такая практика станет повсеместной. Министерство образования
и науки РК создало рабочую группу, в которую вошли специалисты из различных
областей, они должны разработать план мероприятий по инклюзивному образованию.
В семье Аязбаевых два
ребенка-инвалида. Ажар - 16 лет, Азамату - 14. В детстве им поставили диагноз
- спинальная амиотрофия. Это сложная генетическая патология, при которой
происходит поражение мышц. Ребята никогда не ходили в обычную школу.
- Когда Ажар подросла и встал вопрос об
обучении, я понимала, что дочь не примут в общеобразовательную школу, -
говорит мама Балжан Аязбаева. - Она тогда плохо ходила - кто бы
стал с ней возиться? У нас просто не было выбора, поэтому Ажар обучалась на
дому. Другого варианта нам никто не предложил. Я видела, что в городе нет
классов для таких детей, как моя дочь. Ситуация повторилась, когда подрос
Азамат. Он уже нормально ходил, прекрасно разговаривал, но все равно учился в
спецшколе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. У Ажар и
Азамата все в порядке с интеллектом, они хорошо усваивают материал, и проблем
с речью у них нет. Но они по определению не могли попасть в обычную школу,
потому что у них есть инвалидность. В учебных заведениях нет условий для человека
на коляске, педагоги не знают, как работать с такими детьми, да и сами
школьники не всегда адекватно относятся к таким ребятам, как Ажар и Азамат.
Не знаю, приняли бы их в коллективе или нет. Ведь дети жестоки.
- И все же вы бы хотели, чтобы ваши дети
учились в обычной школе?
- Раньше я бы согласилась. Это ведь
общение и нормальное образование, потому что знания, которые детям дают в
спецшколах, все-таки дают не на должном уровне. Но сегодня я бы отказалась от
такого предложения. Мои дети уже выросли, и если бы они сейчас попали в
обычную школу, для них это было бы стрессом.
Отношение к инклюзивному образованию далеко
не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит
поддержку.
Вот что говорит директор общественного
объединения "Центр социальной адаптации детей” Елена Колмогорова:
- Мы начали продвигать идею инклюзивного образования два года назад. Чтобы
изучить, какие нужны условия для создания подобных классов и просчитать
финансовые затраты, решили устроить в общеобразовательную школу детей с
ограниченными возможностями. Приведу лишь один пример. В 2009 году в Астане в
первый общеобразовательный класс пошла девочка с нарушением слуха. Ее
воспитывает бабушка, с которой нам пришлось провести большую работу. Она
боялась: вдруг не получится? куда после этого отправлять ребенка? К тому же
для детей, которые учатся в интернатах, предусмотрено очень много льгот. Их
бесплатно привозят на занятия, кормят, для детей организованы специальные
классы. Не все родители могут от этого отказаться.
- А другие родители детей-инвалидов
охотно соглашались поучаствовать в вашем проекте?
- Многие отказывались. Мы рекомендовали
для обучения в общеобразовательной школе десять детей, но согласились
родители всего лишь двоих. Обычная школа - это дополнительные сложности. В
интернате ребенок находится целый день, а здесь его нужно вовремя забрать,
помочь сделать уроки, дополнительно позаниматься. Не все родители готовы это
делать. Так что проблема часто именно в них, а не в том, как многие считают,
что над "особенными” ребятами будут издеваться здоровые сверстники. Маленькие
дети, напротив, принимают их в коллектив, окружают заботой и сами становятся
добрее и милосерднее. В России в детские сады, в которых есть интегрированные
группы, выстраиваются очереди. Родители здоровых детей хотят отдать своих чад
именно в такие группы. Сейчас, когда проект набрал обороты, нам звонят мамы и
папы ребят с ограниченными возможностями и просят устроить их детей в обычную
школу. Многие из них поняли, что это может изменить их жизнь.
Вот как оценивает перспективы инклюзивного
образования директор Национального центра коррекционной педагогики Баглан
Халыкова:
- Я бы не сказала, что сейчас наше общество готово к введению инклюзивного
образования. Несколько лет назад мы проводили анкетирование и поняли:
родители здоровых детей не очень рады тому, что их чада, возможно, будут
учиться вместе с инвалидами. Хотя сами школьники относятся к этому нормально.
Проблема - во взрослых. Они боятся, что маленькие дети будут повторять
стереотипы поведения ребят-инвалидов, думают, что они могут как-то навредить.
Некоторые признают, что им просто не нравится, как выглядят и ведут себя дети
с ограниченными возможностями. Подобное отношение нужно менять. Должно быть
больше совместных мероприятий, в которых участвуют здоровые ребята и
дети-инвалиды, создавать интегрированные группы в детских садах.
- Некоторые считают, что спецшколы нужно
закрыть.
- А где будут учиться дети с тяжелыми
патологиями? Спецшколы и инклюзивные классы должны существовать параллельно.
Здесь очень много тонкостей, на которые нужно обратить внимание. Несколько
лет назад девочка-колясочница пошла в обычную школу. Ее везде сопровождала
няня, которую наняли родители. На переменах все дети бегали, веселились, а
девочка сидела и смотрела на них. Няня не могла спустить ее с одного этажа на
другой. У ребенка начались проблемы, она сама чувствовала себя не такой, как
все, хотя дети относились к ней хорошо. Вопросов очень много, и здесь не
должно быть перегибов. Международные организации говорят о том, что мы должны
внедрять инклюзивное образование как можно быстрее. Но, думаю, форсировать
события нельзя.
Газета "Время"
|