Забудьте слово «безнадёжный»!
07.07.2010
Ольга Мозговая
Корреспондент «Вечёрки»
побывала на круглом столе, посвящённом проблемам детей-инвалидов
Москва. С давних времен и
доныне было ли горе горше и страшнее для женщины, матери, чем родить ребенка
«не такого, как все»? Или родить здоровенького, но потом в один ужасный день
услышать от врачей: «Безнадежен, неизлечим, будет инвалидом…» По болезни или
несчастному случаю не уберегла кровиночку – а жить-то теперь как с этим?!
О тех, кого как будто не было
И годами, десятилетиями такие
женщины, такие матери оставались со своим горем горьким наедине, вынуждены были
нести этот крест в одиночку – чего скрывать, как прежде, так и нынче редкий
мужчина-муж «не сделает ноги» из семьи при таком-то известии… И опять же,
годами и десятилетиями мы, остальные – общество, соседи и знакомые, другие
матери других детей – к счастью, здоровых – вроде бы и не замечали того, что
они живут рядом с нами. Живут со своей неизбывной бедой и болью.
О детях-инвалидах говорить
было не принято, их словно бы и не существовало в нашем насквозь «прекрасном»
обществе почти-развитого социализма….
Нет, конечно, они были и жили
на том же пространстве, что и мы, но словно бы за какими-то глухими заборами, в
каких-то, прости господи за такое сравнение, гетто-резервациях; кто-то ими
занимался, какие-то специально обученные люди, где-то они учились, чем-то там
занимались – ну и ладно. Но говорить об этом вслух, писать и обсуждать эти
проблемы считалось малоприличным, и, по досужему обывательскому мнению, даже
опасным – не дай бог, беду на себя накличешь...
Но ведь так не могло
продолжаться вечно. Ибо противно это всем человеческим, не говоря о божеских,
законам, такая позиция, такое отношение, сами мысли и чувства такого рода.
Прошлый год здорово вправил всем нам мозги, расставил все по своим местам –
понятно, что имеется в виду, не правда ли? Год равных возможностей – на самом
деле трудно было придумать определение точнее, чем это, для обозначения всего
огромного круга проблем, с которыми постоянно сталкиваются наши инвалиды – и
дети, и взрослые. Да что там «сталкиваются» – просто живут с ними.
Родители задают вопросы
Но что решает один год?
Правильно: многое, но далеко не все. Настолько далеко, что даже и мысли быть не
должно, что все уже достигнуто, сделано, решено, исправлено…
Так что же сегодня главное в
этой работе с детьмиинвалидами, и сколько их на сегодня живет в Москве, и какие
конкретные меры реабилитации и социальной помощи оказываются этим ребятам, их
семьям, на чем нужно сосредоточить свое внимание в дальнейшем, какие вопросы
решать в самом ближайшем будущем?
Об этом и многом другом шла
речь на круглом столе, который состоялся в Институте переподготовки и повышения
квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты
населения города Москвы. В его работе приняли участие социальные работники,
психологи, педагоги и другие специалисты.
– Наша сегодняшняя встреча,
сам замысел ее проведения родились неслучайно, – сказала, открывая заседание,
первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города
Москвы Татьяна Потяева. – Не так давно на съемках телепрограммы «Час комплекса
социальной сферы», который ведет Людмила Ивановна Швецова, в студии собрались
родители детей-инвалидов, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Разговор был очень важный – и
об очень важных, трудных, болезненных делах, что понятно уже из перечисления
состава участников.
Конечно, много было сказано и
добрых слов о работе и работниках органов социальной защиты, о тех, кто
непосредственно занимается этими детьми в соответствующих учреждениях, таких
как, например, Центр социальной реабилитации для детей-инвалидов «Южное
Бутово».
Но много было высказано и
критических замечаний, и пожеланий, и конкретных предложений. И вот тогда
Людмила Ивановна предложила создать такую рабочую группу, рабочее совещание,
чтобы все специалисты, которые работают с этими детьми, с этими семьями могли
бы встретиться и обсудить все назревшие проблемы, наметить пути их решения – с
учетом тех жизненных реалий, в которых мы сегодня находимся, с учетом жизненных
потребностей людей, оказавшихся в трудных условиях, в социально опасном
положении.
(Надо заметить и уточнить,
что вообще-то разговор на круглом столе шел по двум направлениям – обсуждались
проблемы детей-инвалидов, вопервых, а во-вторых – проблемы семей и детей,
оказавшихся в группе риска, профилактика социального сиротства, вопросы,
связанные с преодолением детской безнадзорности и т. д.
Вторая группа вопросов,
понятно, посвоему не менее важная, чем первая, требует, на мой взгляд,
отдельного обсуждения и освещения, поэтому сегодня, как говорится, здесь и
сейчас я решила ее не касаться: будет еще время и место для разговора на эту
тему.) Итак, какова реальность? Сегодня в Москве проживают более 27 тысяч
детей-инвалидов. Из них порядка 0,7 тысячи – слабовидящие и слепые, около
тысячи – слабослышащие и глухие, около 2 тысяч – инвалиды-опорники, порядка 4
тысяч – инвалиды с ДЦП, 5,3 – вследствие психических расстройств и расстройств
поведения.
– Начиная с 1998 года в
столице реализуются городские комплексные программы, которые направлены на
всемерное повышение качества жизни инвалидов, в том числе и детейинвалидов, –
отметила Татьяна Потяева.
Очень многое было сделано в
прошлом году, в рамках Года равных возможностей, последовательно и планомерно
претворяются в жизнь мероприятия целевой Комплексной программы по социальной
интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Всего в
городе в настоящее время в системе соцзащиты действуют 6 центров социальной реабилитации
для детей-инвалидов – в Южном Бутове, Братееве, Бирюлеве-Восточном,
Нагатине-Садовниках, в Зеленограде. Работает 15 отделений реабилитации в ЦСО и
КЦСО.
Эта сеть развивается и будет
развиваться дальше; готовится к открытию Московский научно-практический центр
реабилитации инвалидов вследствие ДЦП, в котором планируется использовать
новейшие технологии и методики, в том числе методы кондуктивной педагогики,
которые были разработаны в институте Пете в Венгрии… Что же, как говорится, «в
сухом остатке»? Казалось бы, все хорошо: центры и отделения работают, наши
«особенные» дети охвачены заботой и вниманием, специалисты придумывают и
внедряют новые методики и технологии социальной адаптации, реабилитации и
интеграции и т. д.
И это не просто общие слова –
«Вечерка» не раз писала о таких центрах, об этих специалистах, о семьях, где
воспитываются дети-инвалиды, о замечательном опыте, который накоплен в Москве.
Вот только один пример.
Татьяна Александровна с нескрываемым восхищением рассказала об одном уникальном
мальчике, который, несмотря на тяжелый диагноз, обладает выдающимися
музыкальными способностями. О том, с каким потрясающим терпением и тактом,
насколько профессионально и с какой любовью и чуткостью работают с ним и
другими детьми в реабилитационном центре «Южное Бутово». Уникальная работа идет
сейчас в центре, который открыт под эгидой и на территории Марфо-Мариинской
обители.
Вообще, вопрос отношения
церкви к этой категории детей, работы с ними, традиций, уходящих своими корнями
в глубь веков, – это отдельная тема, заслуживающая особого разговора, – и он,
конечно же, состоится на страницах «Вечерки».
В общем, положительных
примеров можно было бы привести множество.
…Но кто сказал, что нужно
успокаиваться на достигнутом?
Кадры по-прежнему решают все
Действительно, не грех
повторить еще и еще раз: кадры решают все. И всегда решали и будут решать.
Татьяна Потяева привела такой факт о педагогическом контингенте учреждений
соцзащиты: каждый третий из тех, кто работает с семьями и детьми, либо не имеет
высшего образования, либо имеет непрофильное.
– Спрашиваю у такого
работника: «А чем вы занимаетесь с детьми?» Мы играем, – отвечает, –
рассказывала Татьяна Александровна. – «Хорошо, говорю, играете. А еще чем?» –
«Придумываем игры.» – «Ладно, но кроме-то игр что?» Тишина, как говорится, в
зале. Понимаете, энтузиазм – дело хорошее, и игры нужны, но ведь на одних играх
нельзя сегодня строить работу. Или, скажем, в некоторых отделениях дневного
пребывания – какие предусмотрены занятия для ребят? Есть, конечно, и очень
хорошие условия, и современные помещения, оборудованные, оснащенные по
последнему слову техники. Но есть и такие, где одна комнатушка, а вся досуговая
деятельность сводится к лепке из пластилина. Дорогие мои коллеги, на одном
пластилине сегодня далеко не уедешь!..
Да уж, действительно: в век
компьютера и нанотехнологий рассчитывать на то, что ребенка, а уж тем более
трудного, из группы риска можно всерьез увлечь лепкой из пластилина – это надо
быть ужасно наивным человеком! Ну а что касается детей-инвалидов, то с ними,
как отметила Татьяна Александровна, положение еще сложнее: по вполне понятным
причинам здесь категорически не может быть «случайных» людей, здесь нужны
особенные специалисты – и высочайшей квалификации, и особенного человеческого
склада. И вот таких нам сегодня остро не хватает – не более чем на 70 процентов
укомплектованы кадрами наши реабилитационные отделения для детей-инвалидов.
В этой ситуации трудно
переоценить значение и роль Института переподготовки и повышения квалификации
руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города
Москвы, который начал не так давно свою работу. Вот что отметила в своем
выступлении на круглом столе его директор, профессор Евдокия Холостова:
– Говоря о проблемах
инвалидности, обычно выделяют три аспекта. Первый – создание безбарьерной
среды, интеграция инвалидов в общество, в том числе и детей-инвалидов. Второй
аспект – меры социальной поддержки, которые сегодня получают семьи, имеющие
детей-инвалидов. И, конечно, это создание современной модели комплексной
реабилитации таких детей. Я считаю, что на такой мегаполис, как Москва,
совершенно недостаточно тех центров и отделений реабилитации, которые мы на
сегодняшний день имеем. Здесь невозможно говорить о шаговой доступности, потому
что их просто мало, как и тех реабилитационных услуг, которые в них существуют,
явно недостаточно. Необходимо, чтобы при каждом ЦСО и КЦСО были открыты такие
отделения.
Мы часто слышим, что вся
проблема в помещении, точнее, отсутствии его. Но если хорошенько подумать, то
выход можно найти ведь, как правило, в наших центрах большинство посетителей
приходят в первую половину дня, а во вторую – подчас просто пустуют! И если
разумно составить графики работы, то можно и должно занять эти помещения под
реабилитационную работу.
Как правило, в 80 процентах
семей ребенка-инвалида воспитывает мать, иногда с бабушкой – папы уходят.
Многие из этих мам имеют хорошее образование, но, оставшись один на один с этой
бедой, они вынуждены бросать работу, теряют профессиональные навыки. С другой
стороны, мы говорим о постоянной нехватке кадров для работы с нашими
детьми-инвалидами.
Но почему бы не попробовать
решить и ту, и другую проблему, принимая на работу в центры соцобслуживания этих
мам, которые смогут приводить туда своих детей? Более того, очень важно
создавать объединения таких родителей, сплоченных общей бедой и проблемой.
Такие примеры есть, но, к сожалению, о них мало кто знает. У нас еще хромает
информированность, иной раз, условно говоря, на югозападе Москвы не знают, что
происходит на северо-востоке.
Что касается кадров,
совершенно согласна с Татьяной Александровной, – мы у себя в институте
проанализировали ситуацию, и хочу сказать, что почти 40 процентов пришли в наши
службы случайно, не имея ни опыта, ни профнавыков. Просто остались без прежней
работы. Когда мы им задавали вопрос: а вы надолго к нам? То ответы были: мы
подумаем, посмотрим, но если чтото подвернется – уйдем. Мотивации нет,
установки нет. Это проблема, которая также требует особого к себе внимания, у
нас остро не хватает реабилитологов и других специалистов современного уровня…
Еще один очень важный вопрос
– о социальных помощниках. Нам необходимо создавать такую службу, которая давно
уже развита во всем мире.
Родителям ребенка-инвалида
надо отлучиться по делам, пройти медицинское обследование, отъехать – да мало
ли что! Но ведь они прикованы к своему дому, к ситуации, они не могут оставить
больного ребенка. И вот хочу с радостью отметить, что руководитель нашего
департамента Владимир Аршакович Петросян всерьез взялся за решение этой
проблемы, причем работа эта должна быть поставлена на бюджетную основу.
Волонтеры – это прекрасно, это движение тоже надо развивать, но в данном случае
мы говорим о профессиональных социальных помощниках, на которых не страшно
будет оставить сложного ребенка, так чтобы у матери сердце не болело…
...Перечислить и обозначить
хотя бы двумя-тремя фразами все сообщения всех выступивших на этом круглом
столе – значило бы занять всю газету.
И то, боюсь, места бы не
хватило. И очень жаль, что я не могу этого сделать, потому что было
по-настоящему интересно и полезно. Обсуждение получилось настолько
неформальным, а прозвучавшие мнения, суждения и предложения такими дельными,
что чувствую настоятельную потребность вернуться к этим людям еще раз,
побеседовать и расспросить отдельно каждого.
Вообще, по личному ощущению –
давно не приходилось видеть людей, так горячо и активно, так искренне и от всей
души переживающих за дело, которым они занимаются, которому служат. И, значит,
обязательно нужно будет встретиться, поговорить и рассказать о них.
Справка «ВМ»
В Москве работают 123 центра
социального и комплексного социального обслуживания. В 2009 году этими центрами
было оказано свыше полутора миллиона различных услуг семьям и детям. На базе 47
отделений ЦСО и КЦСО открыты отделения социальной помощи семье и детям, в том
числе и детям-инвалидам. В 2009 году в реабилитационных отделениях и центрах
более 21 тысячи детейинвалидов получили около 950 тысяч услуг по
социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации,
социально-культурной реабилитации, профориентации и т. д. И только за первый
квартал нынешнего года более 5 тысяч детей-инвалидов получили 280 тысяч услуг
по тем же видам социальной помощи и поддержки.
Официально
Из резолюции круглого стола
«Система работы учреждений социальной защиты населения города Москвы по
оказанию реабилитационной помощи детям-инвалидам, их семьям, а также семьям с
детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»
...Участники круглого стола
констатируют актуальность и важность проблемы совершенствования и развития
деятельности учреждений социальной защиты населения города Москвы по оказанию
реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям… отмечают, что за последние
годы широко развиваются нестационарные формы работы с различными категориями
семей… А также рекомендуют в отделениях и центрах социальной реабилитации
инвалидов:
– особое внимание и заботу в
своей деятельности уделять наиболее «тяжелым» детяминвалидам и молодым
инвалидам, которые по различным причинам не посещают образовательные,
коррекционные, реабилитационные учреждения и воспитываются родителями на дому,
развивая разные формы работы с этой категорией: предоставление реабилитационных
услуг на дому, открытие отделений дневного пребывания и т. п.;
– расширить работы по
социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, искать новые формы и
технологии работы по социокультурной реабилитации и трудотерапии;
– выстроить систему
психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и
их ближнего круга, особенно для родителей детей с онкологическими
заболеваниями, ДЦП, имеющими травмы позвоночника, инвалидов с психическими и
интеллектуальными нарушениями;
– создать службу социальных
помощников, развивать волонтерское движение, обеспечить системное и
качественное решение вопросов профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации специалистов реабилитационных отделений и центров…
Прямая речь
Первый заместитель
руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Татьяна
ПОТЯЕВА:
– Нет безнадежных детей,
каждый ребенок, даже с очень «тяжелым» диагнозом, при условии системной,
комплексной работы, индивидуального подхода может раскрыть в себе удивительные
таланты, способности к творчеству. В том и состоит задача социальных
работников, социальных педагогов и других специалистов, чтобы помочь такому
ребенку, его родителям найти свое место в жизни, реализовать свои возможности…
И главное, на чем надо сосредоточить свои усилия, – выстроить эффективную
модель реабилитации детей-инвалидов в городе Москве, создать программу
физической, духовной и социальной реабилитации таких детей и их родственников,
а также систему подготовки высококвалифицированных кадров для этой работы…
Газета "Вечерняя
Москва"
http://invak.info/content/view/10918/1/
|