Зачем
в столице перед каждой "зеброй" начали взрывать асфальт, меняя его на
желтые рифленые плитки? Этой осенью многие москвичи могли увидеть, как рабочие
безжалостно срезают асфальт на тротуарах перед наземными пешеходными переходами
и кладут ярко-желтые рифленые плитки. Зачем?
Азбука под ногами
Как пояснили
"РГ" в столичной мэрии, инвалидов в Москве - 1,2 миллиона. То есть
каждый десятый. И свою задачу городские власти видят в том, чтобы облегчить им
передвижение по улицам. После Года равных возможностей, каким был объявлен в
Москве 2009-й, работа по созданию безбарьерной городской среды не остановилась.
Более того, уже заявлено, что через 2-3 года (а не к 2020-му, как
планировалось) Москва будет приспособлена к нуждам инвалидов на уровне
европейских стран. Это касается не только учреждений, жилых домов, магазинов,
кафе, музеев, поликлиник, транспорта. Не менее важно, считают в мэрии,
обустроить улицы и дворы.
К примеру,
человеку на коляске сейчас трудно перебраться на другую сторону проспектов,
потому что не хватает обустроенных пешеходных переходов. Для него обычный
бордюрный камень способен стать непреодолимым препятствием. Вот их и убирают с
улиц. А желтый цвет - для слабовидящих. Например, в подземных переходах красят
крайние ступени - первую и последнюю, чтобы предупредить об опасности: тут
можно споткнуться и упасть.
Как рассказала
начальник отдела адаптации городской инфраструктуры департамента соцзащиты
населения Галина Леонова, в Москве свыше 10 тысяч инвалидов по зрению. Для них
на тротуарах укладывают тактильные шероховатые плитки-указатели. Их можно
распознать на ощупь - ногами или тростью. В рифленом рисунке на поверхности
содержится необходимая информация. Например, выпуклые кружочки-пупырышки
предупреждают о подземном переходе, квадратики - о препятствии или светофоре.
Продольные рифы или диагонали указывают направление, по которому следует идти.
Благодаря этой простой азбуке на асфальте слепой человек может и без
посторонней помощи передвигаться по улицам. Но, конечно, на его пути не должно
быть никаких выступов. Поэтому повсеместно проводятся работы по понижению
бордюрного камня.
В прошлом году в
городе обустроено почти 25 тысяч сходов-съездов (включая дворовые территории),
в этом добавится еще около 36 тысяч - причем с применением предупреждающих
тактильных плит.
Куда
ведут полоски?
Галина Леонова
показала разработанный в Москомархитектуры альбом с типовыми решениями для
улично-дорожной сети, которым должны руководствоваться подрядные организации. В
нем указано, как класть плитки-указатели, на каком расстоянии от перехода. И
все равно дорожники умудряются косячить. Например, в Протопоповском переулке
плитку уложили "в тупую": если следовать полосам-ориентирам, то
окажешься прямо в потоке машин. И в Бутово есть нелепый участок дороги: по одну
сторону - и съезд хороший, и плитки уложены по правилам, но едва перешел на
другую сторону - утыкаешься в высокий бордюр. Видно, за ту обочину другая
организация в ответе. В общем, к качеству есть претензии. В ином месте понизят
бордюр до 4
сантиметров, как положено по ГОСТу, а инвалидам на коляске
все равно трудно его перепрыгнуть. По их мнению, удобно, когда тротуар
заподлицо с дорогой.
В прошлом году на
адаптацию городской среды из столичного бюджета было выделено 2,2 млрд рублей,
в этом - 2,35 млрд. Один сход-съезд с тактильными плитками, по самым грубым
расчетам, в среднем стоит до 35 тысяч рублей (конечно, цена зависит от объема
работ, ширины перехода). Во дворах, где работа сводится в основном к понижению
бордюрного камня, дешевле - в среднем 6 тысяч рублей.
И еще об одной
проблеме рассказали в департаменте соцзащиты населения. Город устанавливает в
подъездах жилых домов подъемные платформы для перемещения инвалидов, пандусы, а
некоторые собственники возражают: им это мешает. И на общем собрании принимают
решение: демонтировать. Но в подъезде живет инвалид! Чтобы этого не
происходило, нужно внести изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым
возложить на ТСЖ, ЖСК, управляющие компании ответственность за неисполнение
законодательства по созданию безбарьерной среды.
"Горячая
линия" департамента соцзащиты населения г. Москвы: тел. (495) 623-10-59.
Внимание!
Изменился график приема граждан руководителем департамента: 1-й понедельник
каждого месяца с 16.00 до 19.30.
Справка
По данным
столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,, в
Москве из более 76 тысяч сходов-съездов с тротуара на проезжую часть пока с
применением тактильных плит приспособлено для инвалидов 8,3тысячи. К концу 2010
года планируется обустроить еще 36 тысяч.
Из 398 подземных
пешеходных переходов для инвалидов адаптировано 67 %, из 148 надземных - 20%.
Компетентно
Людмила
Швецова, первый заместитель мэра Москвы:
- В наследство от
советских времен нам достался абсолютно не приспособленный для инвалидов город.
О них тогда просто никто не думал. Работу пришлось начинать с нуля. В 2001 году
Москва приняла закон о приспособлении городской среды. Мы тогда ездили за
опытом в Берлин. Немцы нас уверяли: быстрее, чем за 15 лет, решить такую
проблему в большом мегаполисе невозможно. Но перемены к лучшему уже есть.
Только за 2009 год приспособлено более 8 тысяч зданий. Кроме того, в подъездах
установлено около 500 подъемных платформ для перемещения инвалидов,
адаптировано 1600 квартир, обустроено 8400 входных групп подъездов и почти 25
тысяч сходов-съездов на улицах и во дворах. Что касается новостроек, то по
действующему в Москве законодательству ни один объект не может быть введен в
эксплуатацию, если недоступен для инвалидов.